В поисках образа.
По мотивам текстов Льва Выготского
14 мая - 31 мая 2019 | Выставка фотографий Галины Зерниной
Проект Галины Зерниной
и Михаила Эпштейна
Выставка представляет авторский взгляд фотохудожника Галины Зерниной, находящейся в поисках образов, позволяющих отразить ее личное впечатление от знакомства с несколькими малоизвестными ранними текстами Л.С. Выготского, а также одной из самых известных его работ - "Психология искусств".
Лев Выготский – один из наиболее признанных во всем мире психологов, основатель научной школы «культурно-исторической психологии». Он известен как уникальный многогранный специалист, проводивший исследования и создавший основополагающие работы по многим направлениям современной психологии.
Удивителен тот факт, что все свои открытия он успел сделать за очень короткий промежуток времени. С момента его первого исторического выступления на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде и до гибели в 1934 году от туберкулеза прошло всего 10 лет. Выготскому было тридцати семь лет, когда он умер.
Несмотря на всемирную известность, мало освещенным остается ранний период жизни Выготского, время его личностного и профессионального становления. Этот период совпадает с годами Первой мировой войны и двумя революциями, когда происходит слом всего уклада традиционной жизни, кардинально изменивший жизнь в России.
На эти годы пришлись первые литературные, театральные, педагогические и философские опыты Выготского.
Автор выставки имела счастливую возможность познакомиться с материалами ранних текстов Л.С. Выготского, публиковавшихся в еврейском еженедельнике «Новый путь» в 1916-1917 гг., изданных и прокомментированных В.С. Собкиным и Т.А. Климовой - исследователями творчества ученого (см. 1, 4).
Несмотря на то, что автор этих текстов совсем молодой человек (Выготскому в 1916 году – всего двадцать лет), перед читателями предстает серьезный мыслитель, глубоко размышляющий о связи самосознания современного человека с историей своего народа, задумывающийся о не простом самоопределении еврейского народа в ситуации полного слома всей привычной жизни. В переводе Выготским притчи с древнееврейского на русский язык читатель видит талантливого литератора; в его рецензиях - тонкого театрального критика…
В текстах Выготского отражается не только драматическая судьба еврейского народа, но и поиск оснований для надежды на изменения, идущие вслед за грянувшей революцией.
В каждом своем тексте Выготский размышляет о проявлении человеческого в человеке, о важности личных переживаний моментов общей судьбы для становления личности человека.
***
Открыв для себя удивительные и неизвестные ранее страницы жизни и творчества потрясающего мыслителя, ученого, литератора, Галина Зернина поставила перед собой задачу поделиться своими открытиями, своими переживаниями этого чуда, своими впечатлениями от прочитанного с другими людьми, кому это так же может оказаться важным и интересным. И пригласить к совместному переживанию и размышлению, основанному на текстах Л. Выготского и образах, рожденных в процессе знакомства с ними.
Организаторы выставки надеются, что образы, увиденные и отраженные фотохудожником в фотоработах, помогут посетителям обратиться к осмыслению и переживанию собственного опыта существования «на границе двух культур», инициируют внутреннюю работу самоопределения и самоидентификации.
Процесс подготовки выставки и поиск современных образов, позволяющих отразить удивление автора от текстов молодого Выготского, процесс собственного понимания его текстов и осмысления созданных им метафор и образов оказался чрезвычайно непростым.
В составе выставки автором были задуманы следующие мини-серии фотографий: «Традиция. Взгляд со стороны», «Дети. Непосредственное переживание», «Театр. На стыке формы и содержания», «Знаки на пути. Цвет и свет».
Работая с текстами Л. Выготского, автор выставки, в первую очередь, стремилась найти в них, выделить те или иные ключевые моменты, которые в дальнейшем помогут в поиске образов.
Это могла быть та или иная фраза, которая разворачивает вашу мысль в неожиданном направлении, тот текст, который можно соотнести с собственным опытом, сопереживать вместе с автором.
Так, например, следующая мысль Л. Выготского: «Видимое и внешнее в истории забывается, уничтожается и переходит: события, люди, муки, народы… Но невидимые и невесомые лучи чистой печали, исходящие от трагического в истории – кто знает? – не собираются ли они воедино в высокую скорбь этого дня, этого скорбного фокуса еврейской истории и горят в нем тусклой звездой и возносятся к вечности."1 - навела Г. Зернину на поиск образов в сфере культурной и религиозной еврейской традиции… В фотографиях, представленных на выставке, этот взгляд - скорее со стороны, чем изнутри.
А строчки из статьи Л. Выготского «Траурные строки»: «В невидимых лучах чистой печали, отражающих вечное во времени»2 помогли появиться как фотографиям «гамлетовской серии» (печаль и неистовство), так и фотографиям детского театра.
Ключ к двойной экспозиции в театральной серии можно найти в тексте из статьи о Гамлете – «Невероятность, лежащая в основе трагедии, спасена, потому что она обставлена с двух сторон надежными стражами: с одной стороны, громоотвод откровенного бреда, рядом с которым трагедия получает видимый смысл; с другой стороны, громоотвод откровенной фиктивности, лицедейства, второй условности, рядом с которой первый план кажется настоящим. Это напоминает то, как если бы на картине находилось изображение другой картины.»3
Порой толчком к появлению картинок могли быть эпитеты, которыми Л.С. Выготский наделяет то или иное явление. Так, например, фраза о символике свечей – «Желтые, скорбные свечки, тонкие, плачущие и быстро тающие с пламенем тусклым, неярким и почти темным, эти свечи зажжены в воспоминание нечеловеческой мощи Маккавеев, эти нищие палочки воска и высочайший подвиг целого народа – подлинно, это оказывается глубочайшей иронией и обрядом пародии»4 - привела к серии с ханукальными свечами.
Работа над выставкой - это еще и поиск слов, заключающих ключевой, философский смысл текста, поиск отчетливых, ярких образов, от которых можно оттолкнуться
Например, одним из отправных моментов в работе над этой выставкой послужил образ человека-моста: Выготский – как человек, соединяющий разные миры, наводящий мосты между детьми и взрослыми, между людьми разных возрастов и культур, являющийся проводником между разными мирами. Так на выставке появилась серия фотографий, представляющих образы мостов…
Важно при этом отметить, что эти «картинки» - фотографии – ни в коем случае не являются иллюстрациями к конкретному тексту, они скорее – ассоциации, аллюзии, соразмышление языком образов. Фотографии и тексты составляют единое пространство, где текст - ключ, а фотография – текст.
***
Эта выставка продолжает серию художественно-просветительских проектов, посвященных культурному наследию известных во всем мире авторов, живших и творивших в разных странах, различных культурах*.
Выставки и проходящие в их пространствах культурно-образовательные события не только предполагают знакомство с не всегда широко известными страницами жизни своих героев, но и приглашают к разговору о чувствах и мыслях людей, принадлежащих одновременно нескольким мирам и культурам.
Каждый из предлагаемых вниманию общественности проектов призван открыть для посетителей новые грани незаурядной личности.
Я. Корчак, И. Бродский, Н. Френкель, а теперь Л. Выготский – широко известные, всемирно признанные деятели науки и культуры, авторы множества текстов, изучаемых в университетах и школах. Вместе с тем создавшийся хрестоматийный образ зачастую мешает увидеть полную драматизма историю их подлинного становления. В результате эти многогранные личности остаются поверхностно известными даже в тех странах, откуда они родом, известными исключительно малой частью своих серьезных достижений, чем-то зачастую внешним по отношению к тому глубинному, что на самом деле составляло подлинную суть их жизни. Отчасти эту ситуацию можно описать образом айсберга – когда на поверхности видна лишь верхушка того, что на самом деле из себя представляет вся глыба.
Выставки обращают внимание на малоизученные факты биографии, широко не известные тексты, не всегда внешне проявленные особенности личности, знакомство с которыми позволяет представить, как, на каких основаниях рос наш герой, уже впоследствии ставший известным. Такой подход позволяет задавать неканонические вопросы и находить на них неожиданные ответы, обнаруживая различные человеческие резонансы. Именно это и представляется интересным – увидеть, рассмотреть параллели, протянувшиеся сквозь время.
Герои этой серии выставок являются наследниками и носителями одновременно нескольких культурных традиций – как данных от рождения, так и тех, внутри которых проходила их повседневная жизнь. Подобный опыт существования «на границе двух культур» особенно актуален в эпоху глобализации, когда способность вживаться в происходящее, не вычеркивая из жизни полученного в наследство, приобретает особую ценность.
Авторы и организаторы выставок ставят перед собой задачу не только рассказать о неизвестных страницах жизненного пути и редко публиковавшихся произведениях своих знаменитых героев (хотя для многих посетителей такая встреча, возможно, будет происходить впервые). Выставки и сопутствующие культурно-образовательные события – это приглашение к совместному переживанию и размышлению, основанному на вопросах и образах творческого наследия, созданного героями. Эти образы, увиденные и отраженные авторами выставки в фотоработах и других творческих событиях, помогают посетителям обратиться к осмыслению и переживанию собственного опыта существования «на границе двух культур», инициируют внутреннюю работу самоопределения и самоидентификации.
Авторы проекта:
Галина Зернина
Михаил Эпштейн
Консультант:
Татьяна Климова
Библиография:
1. Собкин В.С., Климова Т.А. «Траурные строки»: к вопросу о национально-культурном самоопределении Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2017. № 2. С. 4—12.
2. там же.
3. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира // Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2001.
4. Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения») // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 71–82.