top of page

НЕРАЗГАДАННАЯ НАОМИ ФРЕНКЕЛЬ

100-летию НАОМИ ФРЕНКЕЛЬ посвящается

4 мая - 20 мая | Выставка фотографий Галины Зерниной

Проект Галины Зерниной

и Михаила Эпштейна

Что собою представляет человек? Как он становится именно таким? Какое влияние не может быть никогда вычеркнуто из жизни? Убеждены - доминирующее влияние, основа мировоззрения складывается у нас в семье, в том месте и в той культуре, которой мы принадлежали изначально. Слова, сказанные близкими, родными людьми, книги, прочитанные в детстве, отношения в семье и школе, просторы, увиденные тогда. Очень многое может измениться в период взросления, становления, всей дальнейшей жизни. Но основа, стержень, возникший когда-то, остается до конца.

Наоми Френкель, воспитанная в Германии в еврейской ассимилированной семье, получившая прекрасное образование, с детства стремилась в Палестину. Она единственная в семье, кто готовился к этому шагу очень серьезно, со всей возможной для ребенка ответственностью. И она действительно станет тем человеком, кто примет непосредственное участие в построении страны Израиль, она вложит все силы души в создание мира еврейского государства. Но при этом Наоми всегда несла в себе частичку Германии своего детства, ее культуры - частичку европейского мира.

В Наоми соединились, сплелись удивительным образом эти столь разные пространства, разные культурные миры. В человеке, существующем одновременно в двух культурах, они столь плотно переплетаются, что иногда проступают сквозь друг друга, а иногда становятся другим – чем–то третьим.

И вглядываясь – ты видишь то одну, то другую культуру, а то и нечто совсем новое, ранее неизвестное. Такие вот чудесные культурные и человеческие узоры.

 

Образы, представленные на этой выставке, – не документируют жизнь Наоми Френкель, хотя навеяны ее жизнью и творчеством. Они представляют собой попытку увязать, соединить, сплести миры Израиля и Берлина, запада и востока. Взгляд словно скользит по рельефам и изгибам этих, столь непохожих визуальных пространств. И внезапно, вне всякой логики проступает или сплетается нечто совершенно неизвестное и неизведанное.

И чем дольше вглядываешься, тем больше видишь, как проступают детали, обретая то отчетливость формы, то, наоборот, размывая границы, не давая сфокусировать внимание на конкретике.

 

Так ведь и с самой Наоми.

Пока мы готовили выставку, столкнулись с удивительной ситуацией. С одной стороны, Наоми – известная израильская писательница, лауреат многих премий, с другой – мало известна современной читающей публике. Вроде бы жизненные перипетии Наоми известны и отчасти нашли отражение в ее книгах, а с другой – при более подробном знакомстве – остается множество неизвестного, непонятного, не найденного.

И получается, что надо внимательнее всматриваться в сплетения событий и судеб, искать ту самую Наоми, настоящую. Но каждый смотрит под своим углом, и образ Наоми, кажется только что сложившийся, рассыпается, может быть только для того, чтобы возник еще один, открылась еще одна грань. Так возникает новая легенда, где она, Наоми, приоткрывает еще одну страничку жизни – ее самой, страны рождения и страны, которую она строила своими руками.

Именно об этом данная выставка.

Художник ставил перед собой задачу - рассмотреть эти удивительные переплетения жизни Наоми, Германии и Израиля и предъявить свое видение пластики двух пересекающихся пространств, свою версию визуальной дешифровки тайных текстов жизни.

Ключ к этому шифру – во многом в книгах Наоми Френкель.

Именно поэтому частью выставки являются и выдержки из ее текстов, писем, воспоминаний, факты ее биографии.

 

Мы надеемся, что этот процесс поиска будет интересен и важен для зрителей выставки.

А также рассчитываем, что эта фотовыставка станет поводом для нового знакомства с текстами Наоми Френкель.

bottom of page