Проект «Поэтический текст в призме объектива» обращен прежде всего к поэзии и фотографии как единому целому, возможности выстроить мир на стыке двух разных его восприятий, объединять которые призван художественный образ.
Я исхожу из определения художественного образа, данного Андреем Тарковским. Оно настолько точно, что я процитирую его почти целиком:
«Это символ самой жизни, в отличие от самой жизни. Жизнь заключает в себя смерть. Образ же жизни или исключает ее, или рассматривает ее как единственную возможность для утверждения жизни. Сам по себе художественный образ — это выражение надежды, пафос веры, чего бы он ни выражал — даже гибель человека. Само по себе творчество — это уже отрицание смерти. Следовательно, оно оптимистично, даже если в конечном смысле художник трагичен. Поэтому не может быть художника-оптимиста и художника-пессимиста. Может быть лишь талант и бездарность».
Разговор о фотографии давний. Столетие назад в Баухаусе проводилось много экспериментов, говорили, что фотоаппарат будет в руках каждого образованного человека, в том числе и Ман Рэй , и Ласло Махой-Надь, для которых «фотография была не способом создания картинок, а возможностью расширить восприятие мира».
ХХ1 век сегодня вовсю использует фотографию как средство массовой и рекламной продукции, семейной хроники, хотя различные эксперименты на стыке разных видов искусств, безусловно, продолжаются.
Наш разговор о другом. О взаимодействии разных видов текста: поэтического и фотографического
Осмысление – это возможность и необходимость пропустить через себя текст, войти в предлагаемое автором и увиденное вами /мной, сопережить, понять и перенести в другую форму.
Перевод с одного языка, поэтического, в визуальный, фотографический.
Сочетание 2-х видов текста в одном пространстве выставки – попытка создать один мир, в котором можно существовать и познавать.
И как итог, - соединение, а следовательно - создание специфического пространства, в котором присутствуют оба текста: поэтический и фотографический, своего рода поэтическая визуализация.
Почему именно поэзия, поэзия сейчас? Думаю, это принципиально.
Поэзия создает, вольно или невольно, контрдоминанту жизни бытовой! Вероятно, как и любое настоящее искусство!
Соединение поэтического текста и визуализации подчеркивает многомерность зримого образа, который образует звучащее и говорящее разными языками пространство...
«Изображение сделалось для нас не просто формой – оно стало миром. Мир сделался образом», - писал Жан Люка Марьон в книге «Перекрестья видимого».
Comments